10 Апрель, 2013
Рыбак и джинн
Posted in : От Идрис Шаха on by : admin
Рыбак и джинн
Однажды рыбак выловил в море медный сосуд, запечатанный свинцовой печатью. По виду бутылка была необычной формы, и рыбак подумал, что в ней может быть что-нибудь ценное. К тому же рыбаку не везло в этот день с уловом, а бутылку, даже не окажись в ней сокровищ, можно было продать меднику.
На пробке этого небольшого сосуда был начертан странный символ — Печать Соломона, царя и мастера. В нем томился грозный и могущественный джинн. Сам Соломон заключил джинна в медную темницу и бросил его на дно моря, чтобы избавить людей от его зла. Мятежный гений должен был пребывать в заключении до тех пор, пока не появится человек, который сумеет покорить его и возвратить на путь служения человечеству.
Но рыбак, конечно, ничего об этом не знал. В его руках находился предмет, который он собирался исследовать и который мог оказаться ему полезным. Покрытый изумительно тонким узором, кувшин сверкал и переливался на солнце. ‘В нем могут быть брильянты’, — думал рыбак.
Забыв изречение: ‘Человек может пользоваться только тем, чем он умеет пользоваться’, рыбак вытащил пробку и опрокинул сосуд вверх дном, но там, казалось, ничего не было. Он поставил его перед собой на землю и тут же заметил, как из горлышка выползает тоненькая струйка дыма- она стала завиваться, расти и, страшным черным столбом взметнувшись к небу, превратилась в огромное и ужасное существо, которое гулким громоподобным голосом заревело:
— Я — повелитель джиннов, обладатель чудесных сил. Я восстал против Соломона и по его приказу был заточен в этот сосуд. А теперь я уничтожу тебя.
Рыбак в ужасе повалился на колени.
— Неужели ты убьешь своего избавителя?! — воскликнул он.
— Сейчас ты в этом убедишься, — прогремел джинн, потому что мятежность — моя природа, а разрушение мой талант, хотя я несколько тысячелетии оставался в полной неподвижности.
Теперь человек понял, как жестоко ошибся- вместо пользы от неожиданного улова он оказался на краю гибели по совершенно непонятной причине. Он посмотрел на печать на пробке, и внезапно ему пришла в голову мысль.
— Ты никак не мог выйти из этой бутылки, — сказал он джинну, — разве ты можешь поместиться в ней?
— Как?! — взревело чудовище. — Ты не веришь мне, повелителю джиннов?! — С этими словами дух снова превратился в тоненькую струйку дыма и исчез в сосуде. Быстро схватив пробку, рыбак крепко-накрепко запечатал отверстие и забросил сосуд в море.
Прошло много лет, и вот однажды другой рыбак, внук первого, закинул свой невод в этом месте и вытащил тот же самый сосуд. Он поставил кувшин на песок и уже собирался его откупорить, но остановился в нерешительности, потому что вспомнил совет, который получил от отца, а тот от своего, и совет этот гласил: ‘Человек может использовать только то, что знает, как использовать’.
Между тем, дух, разбуженный толчками, подал голос из своей медной тюрьмы:
— Сын Адама, кто бы ты ни был, распечатай кувшин и освободи меня. Я — повелитель джиннов, обладатель чудесных сил.
Помня завещанный ему совет, юноша осторожно отнес кувшин в пещеру, а сам отправился на вершину горы к мудрецу.
Он обо всем рассказал мудрому человеку и спросил, как ему поступить. Мудрец ответил:
— Отец дал тебе правильное наставление, и ты сам должен убедиться в его правильности, но прежде тебе необходимо знать, как за это взяться.
— Так что же мне делать? — спросил юноша.
— Ты, вероятно, уже знаешь, что бы тебе хотелось сделать?
— Единственное, чего я хочу, — это освободить джинна и получить от него волшебное знание или много золота и изумрудов, словом, все, что может дать джинн.
— А подумал ли ты, что джинн, оказавшись на свободе, может не дать тебе всего этого или дать, а потом отнять, — ведь у тебя нет средств сохранить его дары, не говоря уже о том, что ты не знаешь, какие опасности подстерегают тебя, когда ты станешь владельцем несметных богатств, ибо ‘человек может использовать только то, что он знает, как использовать’.
— В таком случае, что вы мне посоветуете?
— Придумай, как заставить джинна проявить свои силы. Испытай его могущество, но прежде найди способ обезопасить себя. Ищи знание, а не богатство, потому что богатство без знания бесполезно и в нем причина всех наших несчастий.
Получив предостережение и будучи вдумчивым, молодой человек обдумал план на обратном пути к пещере, где он оставил джинна.
Постучав по кувшину, он встряхнул его, и в то же мгновение раздался ужасающий, хотя и заглушенный металлический голос джинна.
— Во имя Соломона могущественного, мир да будет над ним, освободи меня, сын Адама!
— Я не верю, что ты тот, за кого себя выдаешь, и может ли быть, чтобы ты был обладателем столь великого могущества, на которое притязаешь?
— Не веришь мне! Разве ты не знаешь, что, я не умею лгать?
— Я этого не знаю.
— Но как же мне убедить тебя?
— Можешь ли ты проявить свои силы сквозь стенки сосуда?
— Могу, но с помощью этих сил мне не выбраться на волю.
— Вот и прекрасно. Тогда сделай так, чтобы я узнал истину о том, о чем я сейчас думаю. В тот же миг рыбак узнал, откуда произошло изречение, которое он получил по наследству от деда. Он словно бы перенесся в прошлое и увидел все, что произошло между его дедом и джинном, а также осознал, как передать другим людям способ, которым они могли бы получить от джинна такое же знание. Еще он понял, что ничего больше он получить от джинна не сможет. И тогда он поступил также, как его дед — отнес кувшин с джинном к морю и забросил его подальше.
С тех пор рыбак не возвращался к своему прежнему ремеслу и всю жизнь разъяснял людям- как опасно человеку пытаться пользоваться тем, чем он пользоваться не умеет. Но так как не многим людям попадаются бутылки с джиннами, его последователи, не зная ни одного мудреца, который мог бы предостеречь их в подобных случаях, извратили то, что они называли его ‘учением’ и лишь повторяли историю своего учителя. Спустя какое-то время память о нем превратилась в религию, и последователи рыбака стали выставлять самые обыкновенные медные бутылки в богатых храмах, выстроенных специально для этой цели. Глубоко почитая рыбака, они старались во всем ему подражать. ‘Бутылка джинна’ и сейчас, спустя много столетий, по-прежнему остается для этих людей святым символом и сокровенной тайной.
Они пытаются любить друг друга только потому, что любят этого рыбака. И в месте, где он некогда обосновался и устроил свое скромное жилище, они собираются по определенным дням, облачаются в прекрасные одежды и совершают тщательно разработанный ритуал.
Ревностные почитатели толпами стекаются к святому месту. Неизвестные им ученики того же мудреца живы по сей день, истинные последователи рыбака тоже живы. А на дне моря лежит медный сосуд со спящим джинном.
источник: И. Шах, Сказки дервишей | получена от: Катерина |